«Веселый песец» отличается атрибутами настоящего кабаре


Лариса СЕРГЕЕВА


 
Григорий Гельфер, худрук и один из двух
авторов, сочиняющих номера Театра КВН
ДГУ
 

20 сентября открылся новый сезон в днепропетровском муниципальном Театре КВН ДГУ, артисты которого в ноябре отметят 25-летие коллектива, изначально известного миллионам телезрителей как команда КВН Днепропетровского государственного университета. Наступили другие времена, и градус популярности творческой группы снова зашкаливает — благодаря ее сатирическому проекту «Веселый песецЪ», авторы которого жестко высмеивают первых лиц страны. Накануне открытия сезона «2000» побеседовали с Григорием ГЕЛЬФЕРОМ, бессменным художественным руководителем театра и одним из его авторов, о политическом юморе в Украине и о том, боятся ли современные сатирики, критикующие власть, возможного давления и запретов.

 

 

 

 

 

 

 

Политика — дело веселое

 

— Григорий, видеоклипы «Веселого песца», снятые для канала TBi и выложенные на YouTube в течение последнего года, смотрят тысячи людей — и это без учета телевизионной аудитории. В пародийных куплетах, сопровождаемых красноречивым видеорядом, вы не щадите никого — ни президентов Януковича и Путина, ни фигуры менее значительные — Королевскую, Яценюка, Турчинова... Достается и Верховной Раде в целом, и барышням из FEMEN. Наверное, нет в Украине такого значимого социально-политического события, на которое бы вы не откликнулись, будь то раздача гречки избирателям, трагикомическая история с «Хюндаями» или плачевный для нашей страны саммит в Ялте. Закономерный вопрос: на кого вы работаете?


— Мы не ангажированы никем, и внимательные зрители это замечают. Но сатира всегда направлена против тех, кто при власти. Это особенность жанра. Он предполагает критику того, что является серьезным, значимым, и одновременно того, что нужно менять. Наш проект существует не первый год, и когда при власти были Ющенко, Тимошенко, острие нашей сатиры было направлено против них. Ну а сейчас их критиковать бессмысленно. Хотя у нас есть некоторые вещи и против оппозиции.

Мы никого не идеализируем и понимаем, что все политические силы сделаны примерно из одного и того же человеческого материала. Я не питаю иллюзий даже по поводу того, что в США или Швеции, например, к власти изначально приходят какие-то особенные люди. Просто там установлены такие правила жизни, что нецивилизованно управлять страной нельзя. В Украине, к сожалению, эти правила не действуют.

Наше общество — некая переходная формация. Лишь когда у нас возникнут атрибуты демократического общества, как то: независимый суд, максимально независимые СМИ — можно будет рассчитывать на формирование более-менее цивилизованного корпуса политиков. Думаю, становиться на сторону слабого, в данном случае рядовых украинцев,— это нормально, по-человечески правильно.

—Ни одной копейки ни у одной партии мы никогда не брали, — дополняет ответ коллеги Евгений Гендин, соавтор Григория и музыкальный руководитель театра. — Хотя у каждого из нас есть свои политические взгляды.

 

— Хорошо, а на что же вы тогда живете?


— Во-первых, у нас муниципальный театр, поэтому есть финансовая поддержка из городского бюджета, — продолжает Григорий Гельфер. — Во-вторых, артисты и музыканты Театра КВН ДГУ работают не только здесь. Так, наш с Женей Гендиным основной источник доходов — написание текстов, сценариев развлекательных программ телеканала «Россия» — новогодних «Огоньков», мюзиклов. Пусть мы не пишем шедевров, которые вошли бы в сокровищницу мировой литературы, но сочиняем достаточно пристойный, смешной, забавный материал, за который не стыдно. Руководителям телеканала «Россия» наша гражданская позиция не нужна. Им важно, чтобы передачи получались веселыми, чтобы десятки миллионов россиян могли послушать новую песню в исполнении Баскова или Киркорова. Вот этот источник позволяет нам зарабатывать деньги собственным пером и быть независимыми в своей стране.

 

— Отсутствие внутренней цензуры — это прекрасно. И для многих зрителей ваш «Веселый песецЪ» — свет в окошке, что ясно из комментариев в интернете. Но ваши пародии и видеоклипы, сделанные совместно с ТВi (их демонстрируют еженедельно в программе «Вечер с Николаем Княжицким». — Ред.), вызывают понятное раздражение у тех, кто при власти.


Одни ролики, где фигурирует Виктор Янукович, чего стоят. «Ты памятник себе воздвигнул межигорный, туда не попадет народная стопа...», «...глаголы твоих книг сердца людей зажгли. Еще бы не зажгли! Шестнадцать миллионов! Ведь это же Сибирь на царские рубли» — строчки из сатирического монолога «Я памятник себе», который исполняет актер Евгений Чепурняк, задевают за живое. Не ущемляют ли театр за подобные выпады?

— Иногда бывает. Замечания делают, но больше в иронической форме, мол, ну что ж вы там творите, айай-ай... У нас хорошие отношения с городской властью, с мэром. Вообще если власть начинает бороться с клоунами, выходит себе дороже. Тем более что мы не пишем какие-то вещи в лоб, стараемся художественно обыгрывать тему. Не представляю, что нам можно вменить.

 

— Ну, не знаю... При желании повод находится всегда. Глумление над президентом, например, как над институтом государственной власти и всенародно избранным высшим должностным лицом.


— Мы иронизируем — и это нормально. На мой взгляд, такая ирония необходима в любом нормальном государстве. Власть — это же не боги. Сегодня ее избрали, а завтра... завтра она уже не власть. Ну есть в нашем обществе остатки восточнофеодальных принципов, исчезнувших в цивилизованном мире.

Понятно, что на городских мероприятиях мы иногда вызываем прохладное отношение у кого-то из людей, активно работающих в рамках правящей партии. Но в конце концов ходить на наши концерты никого не заставляем. Главная побудительная сила при создании подобных номеров — наша гражданская позиция. Нам кажется, что если вот это немножко подправить, а вот тут кому-то подсказать, будет лучше.

 

— Политическая жизнь Украины изобилует поводами для анекдотов и сатирических произведений, особенно с учетом предстоящих выборов. Какими темами порадуете зрителей в ближайшем будущем?


— В данный момент записываем ироническую песню на известный мотив Эдит Пиаф — драму маленького человека — налогоплательщика, вынужденного «подавать» направо и налево, обеспечивая все ненасытные инстанции. В оригинале это звучит как «падам... падам... падам...», у нас — «подам... подам... подам». Миниатюру исполняет Евгений Чепурняк в сопровождении балета.

Мы постоянно находимся в творческом процессе, сразу реагируем на те события в стране, которые будоражат всех. Утром в газете — вечером в куплете.

Если говорить о ближайших планах, то в связи с 25-летием театра в ноябре планируем гастроли по нескольким городам Украины, там, где нас помнят и любят. Уже есть договоренность о выступлении в Одессе. Будет что выбрать из материала, накопленного за четверть века. За это время Чепурняк даже умудрился стать заслуженным артистом, я — заслуженным деятелем искусств Украины. Учитывая специфику жанра, это парадоксально.

 

— Судя по всему, «Веселый песец» — единственное в стране политико-сатирическое шоу, в котором практически не существует табу ни на выбор героев, ни на их характеристику. Мне кажется, что в «Вечернем квартале», например, звучат менее смелые политические шутки.


— Кто из артистов шутит более остро, пусть оценивают зрители. Но «Вечернему кварталу» сложней, ведь он составляющая большого телевизионного бизнеса. Программа выходит на телеканале, ориентированном на разные политические ветры наверху, на интересы учредителей канала. Вообще чем выше поднимаешься, тем больше у тебя зависимостей, пропадает какая-то степень свободы. А нам в этом смысле терять особо нечего.

 

— Есть какие-то вещи, над которыми никогда не позволите себе публично смеяться?


— Конечно, мы не ерничаем над тем, что выходит за рамки собственных морально-этических норм. Например, никогда не будем смеяться над болеющими людьми; не стремимся унижать чье-то достоинство.

 

Один из любимых публикой моментов — «Разминка со зрителями»: артистам можно задать любой вопрос и сразу получить ответ. Например: «Зачем к нам приезжал Янукович?» — «Чтобы все очень обрадовались, когда он уехал»



Кризис, он же «песец»

 

— Несмотря на саркастическое отношение к власть имущим, в свое время коллектив получил награду от первого лица страны — президентский Кубок КВН. Правда, задолго до Януковича, при президенте Кучме в 1999 году.


— Да, было такое. Бороться за тот кубок организаторы пригласили самые популярные команды — из Днепропетровска, Донецка, Одессы, так что наше участие в турнире считаю закономерным. И мы ведь изменились за прошедшие годы: повзрослели, стали более «мудрыми», что ли. Такая личностная и творческая эволюция происходит постоянно. В начале нашей карьеры в КВНе критиковали КПСС, «раскачивали» Советский Союз, не вполне осознавая, к чему это приведет. Тогда представлялось, что достаточно следовать таким идеалам, как хозрасчет, гласность и демократия, и все будет хорошо. Но потом оказалось, что не все так просто.

Возвращаясь к упомянутому кубку, могу сказать, что и тогда звучали довольно острые шутки в адрес Кучмы, который находился в зале. Не хочу оценивать его как политика, но общая культура, чувство юмора у него есть. У нынешнего президента, наверное, тоже есть, но... какое-то другое.

 

— Кучма к тому же ваш земляк.


— Да, он неоднократно приезжал на юбилеи физико-технического факультета ДГУ, где когда-то учился. Особенно частыми стали эти визиты после того, как он оставил президентскую должность. Мы выступали на факультетских торжествах, специально сочинив песни о тогдашних студентах, о том, как они учились, как зауживали брюки по стиляжной моде и т. д. Иронизировать над той аудиторией, подкалывать ее было одно удовольствие.

 

— Как возникло такое, вне сомнений, нескучное название — «Веселый песец»?


— Придумали его, когда начался экономический кризис 2008-го. Как только нагрянула первая волна, люди впали в отчаяние: «Ну все, песец!» Но мы решили, что даже состояние, которое характеризуют либо крепким словцом, либо эвфемизмом, можно переживать с улыбкой. Правда, оказалось, что состояние «песца» в нашей стране перманентное. Название прижилось, зрители привыкли.

 

— Движение КВН в Украине и СНГ продолжается, однако нынешний клуб сильно отличается по духу от классических «Клубов веселых и находчивых», которые, попав в телеэфир 25 лет назад, будоражили огромную страну. Что думаете по данному поводу?


— Безусловно, тогда КВН был пассионарным явлением. Бизнес-составляющая не была главной, как сейчас. Тогдашние клубные игроки стремились выразить себя, заявить о себе, потрясти миллионы телезрителей. Мы сочиняли свои репризы сломя голову, нам казалось, что своим юмором изменим мир к лучшему.

Сейчас в движении тоже много ярких, талантливых людей, но настроены они прагматично. Ребята понимают, что выйдя на сцену, оказавшись на ТВ, они получают шанс зацепиться за шоу-бизнес. Удачно сыграешь пару смешных миниатюр — тебя заметят, станут приглашать, добьешься успеха гораздо быстрее, чем если бы закончил театральный вуз, работал в академическом театре... В этом пути нет ничего плохого, но в нем нет (или есть, но очень сильно фильтруется по мере приближения к верхушке шоу-бизнеса) масштабной гражданской позиции, желания донести до зрителей какие-то идеи.

В то время, когда играли мы, Александр Масляков делал на передаче для себя имиджевый, политический капитал. Теперь, когда первый ведущий КВНа создал собственную бизнес-империю, ему нужно, чтобы она нормально существовала. Совершенно правильное поведение человека, имеющего бизнес такого уровня.

 

— Актеры и авторы вашего театра так часто бывают вместе, что, наверное, ощущают себя одной большой семьей. Отключиться от своей деятельности хоть на час творческим людям ох как сложно. И тем не менее остается ли у участников «Веселого песца» время на другие занятия?


— Действительно, мы проводим рядом друг с другом столько времени, что даже свободное время становится несвободным (улыбается. — Ред.). Поскольку мы с Евгением Чепурняком и Евгением Гендиным работаем и дружим очень давно, то и отдыхаем нередко вместе. Устраиваем дружеские вечеринки, семейные торжества, на которые, как правило, не заказываем музыкального сопровождения. Поем сами под гитару, ведь мы выросли на авторской песне, ее культура нам близка. Наши любимые авторы — Окуджава, Визбор, Ким... Хотя на посиделках может звучать и рок, и джаз. И не только гитара, но и пианино...

 

— Ну и не могу не спросить о поддержке проекта вашими родными. Насколько она важна?


— Близкие — самые главные для нас критики. Их мнение на первом месте. Тем более что с чувством юмора, со вкусом у них все в порядке. Хотя и наши супруги, и дети (у меня, Гендина и Чепурняка по двое сыновей) по большому счету не имеют отношения к шоу-бизнесу, к сцене. Но какая-то связь с КВНом, безусловно, остается. Так, в школе, которую когда-то закончил и я сам, и мои дети, постоянно проводят веселые капустники. А школой этой руководит моя жена. Такая вот ирония судьбы.

 

Справка «2000»

 

Театр КВН ДГУ возник в 1993г. на основе команды КВН Днепропетровского государственного университета. Со временем один из самых заслуженных кавээновских коллективов трансформировался в театр эстрадно-музыкального жанра. С 1999 г. это муниципальный театр, где играют профессиональные артисты. В составе коллектива два автора, восемь актеров и четыре музыканта. Сейчас наиболее популярен его проект «Кабаре «Веселый песецЪ», а именно остросатирические номера о политической жизни в Украине. Концертные программы «Кабаре «Веселый песецЪ» можно посмотреть в Днепропетровске по адресу: ул. Гопнер, 4а, тел. для справок: (056) 789-7075, 790-0442; сайт: kvndgu.com.ua.


ИСТОЧНИК: газета  "ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК  2000"

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

ПАРТНЁРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архив записей

Май 2017 (1)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (2)
Декабрь 2016 (1)
Сентябрь 2016 (2)
Август 2016 (1)