(урок арифметики по мотивам «Учебника арифметики» Пупкина с картинками -  был реально такой учебник в царской России, для начальных классов)


С разных сторон сцены  навстречу друг другу выходят 2 пешехода (А. и Б.). Каждый – с узелком на палочке. Один из пешеходов (Б.) идёт чуть быстрее. Поравняшись, по инерции чуть-чуть проходят друг мимо друга, но вовремя останавливаются. Вглядываются друг в друга.

Б. Николай Эрнестович?

А. Пётр Никитич?

 Оба смотрят на часы.

Б. Вот так встреча!

А. Сколько на ваших?

Б. (см. на часы) Шестнадцать ноль три. А на ваших?

А. некоторое время смотрит на часы, в такт стрелке кивает головой. Пауза.

Б. (нетерпеливо) Э-э...

А.(глядя на часы) Сейчас…(Пауза) Шестнадцать ноль четыре.

Б. Странно.

А. Согласен.

Кладут палки с узелками на землю.

 (Вообще А. – такой – слегка  отрешённый, погружённый в себя. Б. – тревожный, возбуждённый,  слегка торопливый). 

А.: Значит, так… Я вышел из пункта А в десять ноль ноль со скоростью пять километров в час...

Б.(торопливо): …А я вышел из пункта Б в одиннадцать часов со скоростью шесть километров в час!

А. К этому времени я уже прошёл пять километров. И если учесть, что расстояние между А и Б – шестьдесят километров, то...

Б.(подхватывает) ...То в одиннадцать часов расстояние между нами  составило… Шестьдесят минус пять... Пятьдесят пять!

А. Пятьдесят пять километров... (неторопливо-обстоятельно продолжает) Дальше. Наша общая скорость составляет... (указывает на себя) …пять километров в час, плюс...(вопросительно смотрит на Б.)

Б.(быстро)...Шесть, шесть

А. Плюс шесть километров в час. Значит, наша общая скорость составляет – пять плюс шесть...

Б.(торопливо подхватывает) Одиннадцать!

А.(повторяет) Одиннадцать километров в час. И эти пятьдесят пять километров мы должны были пройти за ...пятьдесят пять разделить на одиннадцать...

Б. За пять!

А. За пять часов. И встретиться мы должны были...

Б. В шестнадцать!

А.(всё так же неторопливо) ...Одиннадцать часов плюс пять часов...

Б. В шестнадцать!!!

А. ...В шестнадцать часов… Сколько на ваших?

Б. (см.на часы) Шестнадцать ноль семь!.. А на ваших?

Опять А. некоторое время смотрит на часы, в такт стрелке кивает головой. Пауза.

Б. (нетерпеливо) Э-э...

А.(глядя на часы) Сейчас....сейчас...(Пауза) Шестнадцать ноль восемь! (пауза) …Более, чем странно! (глубоко задумывается)

Б.(громко-эмоционально) Неужели Пупкин мог ошибиться?

А. делает осторожно-успокаивающий жест – мол, «тише-тише, вы что?»

Б. (шёпотом) Неужели Пупкин мог ошибиться? В ответе – «шестнадцать ноль-ноль»!

 Как же так? Где мы потеряли время?

А. «Где, где»...(соображает) В дороге! Пупкину легко писать: «Расстояние от А до Б – шестьдесят километров»! А дороги? Он что – знает, какие дороги на этом отрезке?

Б. (упрямо) Всё равно – Пупкин не мог ошибиться! Он же – (с пиететом) Пупкин!!! (указывает пальцем  вверх)

А.  тоже  смотрит вверх, по направлению пальца Б.

А. …Ну, хорошо. Давайте ещё раз посчитаем. (опять занудно начинает) ..Значит, я вышел из пункта А в десять ноль ноль со скоростью...

Б. (умоляюще) Не-е-т!!! Не надо! Я не могу больше терять ни минуты! Я спешу в пункт А со скоростью шесть километров в час! Причём я это делаю с одиннадцати ноль-ноль!

А. Простите, Пётр Никитич, но если вы спешите – почему вы вышли из своего пункта Б на час позже?

Б.(смутившись, ибо вопрос коснулся сокровенного; не сразу) ...У меня...были на это... свои причины... Николай… Эрнестович…

А. Какие же, если не секрет?

Б. (моментально) Секрет! (неловко-суетливо) И к тому же я тороплюсь... И вам это, наверное, неинтересно... В общем, так. Я должен был оплатить все коммунальные услуги, выписаться в паспортном столе, сняться с учёта в военкомате...

А. Зачем???

Б.(многозначительно) Потому что я не ВЫШЕЛ из пункта Б.!..

  Немой вопрос.

Б. Я из него...УШЁЛ! (пафосно) На-всег-да!!!

А. Но почему? Ведь пункт Б – это же ваш родной пункт?!

Б.(запальчиво) А вы бывали там...Николай Эр-нес-то-вич?

А.(спокойно): Нет, Пётр Никитич, я только иду туда. Со скоростью пять километров в час.

Б. Не советую! Это ужасное место! Вы помните задачу о землекопах?

А. (припоминая) Ну-у…что-то...когда-то...

Б. Ну, там, где два землекопа, они роют траншею, потом приходят ещё два землекопа, потом ещё три...

А.  А-а... Ну, это очень старая задача... Сейчас таких не бывает.

Б. Бывает, Николай Эрнестович, ещё как бывает! И все эти землекопы, представьте себе, собрались у нас, в пункте Б! (постепенно возбуждаясь, «самозаводясь») Идёшь по улице – землекопы, в магазин заходишь – землекопы, в очереди стоишь – перед тобой землекоп, за тобой – землекоп! Весь город в траншеях...(ещё больше расходится) Приходишь домой, жена открывает: под кроватью – землекоп! В шкафу – землекоп! На балконе – зем-ле-коп!! (в отчаянии, истерически поёт) «Зем-ле-копы, землекопы! А я маленький такой!..» (воздев руки к небу) Пупкин!!! Ты несправедлив, Пупкин!

А. (дёргает его за рукав, урезонивает) Тише, тише!

Б. (несколько утихомирившись; вверх) Нет, Пупкин, ты не подумай...это... не бунт! Я выполнил твои условия – я вышел из пункта Б в пункт А со скоростью шесть километров в час. Но это – в последний раз! Я больше никогда не вернусь в пункт Б, к этим грёбаным... Да, Пупкин! Ты не ослышался!... грёбаным!, к этим штыковым! совковым! землекопам! Я иду в пункт А! Я буду там через...(тише; быстро считает) тридцать разделить на шесть...(опять громко и пафосно) – через пять часов! И останусь там – на-все-гда!!!!!!! (становится в «позу»)

Звучит припев песни: «Там для меня горит очаг...» (или Б. сам поёт или звучит фонограмма из фильма) – скорее, всё-таки сам поёт в эйфории, прикрыв глаза, раскачиваясь в такт песне.

А.(многозначительно) Не надо вам туда идти, Пётр Никитич...

Б. (продолжая раскачиваться, в эйфории) Почему-у?

А. Ну... Не надо!...

Б. (эйфорически, на фоне музыки «Там для меня..» рисует картину «рая»):Надо! Надо! Я знаю! Там…КОМБАЙНЁРЫ! Один комбайнёр собирает 60 центнеров пшеницы за три часа, а второй – 80 за два! А ещё там есть…КАМЕНЩИКИ! Один каменщик  за смену закладывает четыре проёма, второй – пять, а третий закладывает в два раза больше, чем первый и второй! Но самое главное – там есть... (трепетно) БАССЕЙН! И в нём две  трубы! Из одной  трубы вода вытекает, в другую – втекает!...

А. Успокойтесь, Пётр Никитич! У-спо-кой-тесь. И послушайте меня. Не надо вам идти в пункт А.

Б. Что за ерунда? Через каких-то пять часов я буду… (поёт) Та-а-м!

 Дребезжание велосипедного звонка. Из кулисы выезжает велосипедист, проезжает по сцене, скрывается в противоположной кулисе.

Б.(провожая велосипедиста  взглядом) Завидую велосипедистам! Ведь он окажется в пункте А  раньше меня на-а...(мечтательно подсчитывает в уме, шевеля губами;подсчитал; взмах рукой; вздох;мечтательно) В следующей задаче обязательно буду велосипедистом!

За кулисами, там, где скрылся велосипедист, раздаются звуки столкновения, треск, звон , крики: «Ёб...», сирена «Скорой помощи» и т.п.

А.(очень спокойно) А я не завидую велосипедистам.(мрачно-философски цитирует)

«О, сколько их упало в эту безд-ну!...»

Б.(встревожено) Что вы имеете в виду? В какую бездну?

А. Я имею в виду, Пётр Никитич, что вам не надо – НЕ-НА-ДО! - идти в пункт А.

Б. (деловито)...Так, Николай Эрнестович, я сам знаю – что мне надо, что не надо...Прощайте!

 

  Б. пытается продолжить свой путь к городу А.(м.б. – протягивает А. руку для прощания)  Заученным приёмом А. заламывает руку Б.

 

А.(спокойно-мягко)Послушайте, Пётр Никитич. Вы мне не чужой. Я хочу отплатить вам добром за добро.

Б. (скривившись от боли) Николай Эрнестович, вы сука! Отпустите руку и не говорите загадками! Какое добро?!

А.(не отпуская руку, но с «потеплевшей» интонацией) Вот вы не помните, а ведь мы с вами уже встречались. Давно-давно. В другой задаче. Ещё детьми.

 Б. мычит.

А....Коля и Петя.... У Пети было пять яблок, у Коли - ни одного. Петя два яблока съел, а остальное отдал Коле. Вы помните – сколько вы отдали мне яблок...(сильнее сжимая руку ...Пе-тя?

Б.(стонет) Три, Коля, сука! Отпусти...те!

А. Правильно. Три яблока. (пауза, изменившимся голосом) Эти три яблока... (сглотнув)...спасли мне жизнь! Вы помните те времена?

Б. мычит, дёргается

А.(медленно; вспоминая) Наша семья...продержалась на этих яблоках...почти целый..учебный ...год.... (Во время этой истории Б. затихает; по мере рассказа охренение на его лице прогрессирует) ...Мякоть мы ели... Косточки мы перемывали... и варили из них...суп... А хвостики... Хвостиками мы топили печь...всю холодную третью четверть...

 

От нахлынувших воспоминаний А. хочется курить. Одной рукой(вторая рука по-прежнему выкручивает руку Б.) он охлопывает себя, достаёт ПАПИРОСУ, зажигалку(спички) и закуривает. Курит и говорит, иногда вставляет папиросу в рот Б., тот тоже затягивается

А. ...А потом…слава Пупкину….всё как-то наладилось... Я пошёл учиться, поступил в пешеходное училище - (к Б.) ну, вы ж знаете...

Б.(стонет-хрипит) З-знаю!..

А.Вот..Ну, а после пешеходки поехал..отставить!-пошёл по распределению в пункт А..

 Услышав «пункт А», Б. усиленно рвётся, как стреноженный конь.

Б. Пункт А-а-а!....

А.(медленно повторяет) В пункт А... Куда я вас...Пётр Никитич...не пущу – ради вас же самих..

Б.(извиваясь, «выхрипывает» из себя фразу) Да-по-че-му-же-в кон-це-то-кон-цов-Ни-ко-лай-Эр-не-сто-вич??!..

А. Потому что...пункта А...нет.

Б. Что за ерунда?! Как нет??? Он есть! Там! Та-а-м!!!

А.(медленно; с остановившимся взглядом) Пункта А...больше...нет.

 Б.затихает. А. с остановившимся  взглядом стоит, заломав Б. руку.

А.(невидящим взглядом посмотрев на заломанную руку Б.,отпускает её) Извините...

Б. потирает руку

А.(не глядя на Б.; глядя в невидимую точку) Больно?

Б. «Больно»... Ещё бы! Вас бы так!

А. (отрешённо) Как?

Б. А вот так! (неожиданно резко заламывает А. руку. А. терпит боль, но не сопротивляется) Как это – «нет»?! (залОм) Что значит – «нет»?!! (залОм)

Почему – «нет»??!! (залом)

А.( абсолютно без-эмоционально) Олимпиада...

(В течение последующего мини-допроса Б., заломавший руку А. - страдает больше, чем отрешённый, погружённый в себя А.)

Б. Какая, на хрен, Олимпиада??!!!

А. Со звёздочками...

Пауза.

Б. Николай Эрнестович! Не доводите до греха!

А. …Они решили провести Олимпиаду...По арифметике...Они сказали, что задачи должны быть повышенной сложности...Со звёздочками...

 Пауза.

Б.(сильнее заломав руку) Николай Эрнестович, голубчик, вы делаете мне больно! Не мучайте меня! Говорите!

А. ...Мы все должны были перебраться в пятизвёздочные задачи...(горько-устало)

 Вы знаете, что такое – пятизвёздочные задачи?

Б. (в замешательстве) Ну-у...Э-э...О-о...

А.(с горькой иронией) Вот именно...Это задачи с Неизвестными... Со многими Неизвестными...

Б. Это...как?

А. ... Вначале они появлялись небольшими группами...По одному, по два в каждой задаче...(вспоминает, горько усмехнувшись -  цитирует) «Один комбайнёр собирает 80 центнеров неизвестно за какое время, а второй комбайнёр собирает за три часа неизвестно сколько»...Потом их становилось всё больше и больше...Каждый день в пункте А появлялись всё новые и новые Неизвестные...

Б.(охреневший, встряхивает головой) Николай Эрнестович...голубчик...если вы не возражаете – я поменяю руку. (заламывает другой рукой) Вот так. Продолжайте.

А.(не обращая внимания, продолжает с полузакрытыми глазами) «Неизвестно сколько каменщиков неизвестно за какое время закладывают неизвестно сколько проёмов»... И при этом неизвестно – каменщики ли они вообще? Неизвестные, неизвестные... Кругом – одни неизвестные...

Б.(сочувственно) Это – как землекопы?

А. Хуже...Землекопы – известно, что они землекопы. А тут... Неизвестно – кто что делает, неизвестно – за сколько..Неизвестно – что в ответе... неизвестно – кто в ответе...

Б. Не верю! Молчите! (маленькая пауза) Да не молчите же вы! Говорите!!!

А. В общем....сегодня...в десять ноль-ноль...пункт А...накрылся...(Б.ладонью зажимает рот А., слышны только гласные – «Ы-Ой...»)

Б. отнимает руку от рта А., с ужасом смотрит на свою ладонь, как бы читает страшное слово, шевеля губами. В полном ужасе смотрит на А.

А.(кивает) Весь...

Б.(потрясённо) Как -  «весь»?!!   И-ба...с-с-сейн?! (кивает головой – как бы: «Да?»)

А. (кивает) И-ба...ссейн. Он-то всё и накрыл...

Б. Как????

А.(неожиданно начинает сомнамбулически  медленно читать  стишок):

Неизвестный человечек

Притаился в уголке.

Неизвестно - что в кармане,

Неизвестно – что в башке...

Б.(ужасная догадка; закрывает рот А.) Бассейн...затопил...пункт.. А-А-А-А-А-А-твечайте!!!

А. продолжает стишок):

 Неизвестно – что случилось.

Но ужа-а-сно интересно:

Кровь откуда просочилась?...

Б.(закрывает рот А.?) Что там произошло с бассейном???!!!

А.(заканчивает стишок): Неизвестно. Не-из-вест-но...

А. крэйзи-покачивается и шепчет: «Неизвестно, не-из-вест-но...»

Б. Это...этого н-не может быть! Это же...(воздевает руки; благоговейно)..БАССЕЙН!

Там две трубы! В одну – втекает, в другую – вытекает! Всё отлажено! (показывает руками) Труба и труба! (трясёт А.) Кто отвечал за трубу???

А. (типа бредит) «Рос-Укр-энерго»... (сумасшедшее-издевательски подмигивает Б.)

Б. Кто?????????

А.(крэйзи;.покачиваясь) Неизвестно, не-из-вест-но...

Б.(дрогнувшим голосом, тихо-тихо спрашивает А.) Все ....п-погибли?

А. поворачивает к Б. голову, внимательно смотрит на него, аккуратно снимает с его плеча невидимую пушинку, дует на неё, задумчиво машет ей вслед несколько раз.

Пауза. Полное осознание.

Б.(негромко; буднично; очень спокойно; даже слишком спокойно; просто подозрительно спокойно):   Пункта А больше нет. Моя мечта накрылась... (ладонью закрывает  рот , слышны только гласные: «Ы-Ой…» )

Б. отнимает руку от рта, смотрит на свою ладонь и неожиданно начинает негромко петь(как бы – с ладони): (песня из к/ф «Вам и не снилось»; муз.А.Рыбникова, сл.Р.Тагора)

 

Ветеp ли стаpое имя pазвеял...    

Hет мне доpоги в мой бpошенный кpай...                                                                                   Если увидеть пытаешься издали -      

Hе pазглядишь меня,                                      

Не pазглядишь меня,   

Дpуг мой, пpощай...

(похлопав по плечу А., делает несколько шагов вперёд. А.,не глядя на Б., отрешённо кивает. Б. поёт, слегка раскачиваясь и пощёлкивая в такт пальцами):

Я уплываю,и вpемя несет меня С кpая на кpай.

С беpега к беpегу, с отмели   к отмели,

Дpуг мой, пpощай….       

(эмоционально растёт)

Знаю, когда-нибудь, с дальнего беpега

Давнего пpошлого                                       

Ветеp весенний ночной  пpинесет тебе

Вздох от меня…            

Ты погляди, ты погляди,     Ты погляди -  не осталось ли... Б. (плавно от песни переходит к отчаянию) «Не осталось!» Не- о-ста-лось! Нико-го! Весёлые комбайнёры! -  буль-буль!  Вольные каменщики! - буль-буль! Никого! Ни-ко-го! 

(А. издаёт какой-то звук – сморкается?пукает?) Только этот псих!..

(маленькая пауза; негромко опять поёт) « В полночь забвенья на поздней окpаине жизни свое-ей...»

А.(неожиданно подхватывает) «...Ты погляди без отчаянья, ты погляди без отч...» (к Б.) Сам ты псих!...

Кстати, Пётр Никитич...который час?

Б.(внимательно см. на часы, пауза  …А какая разница, Николай Эрнестович... А на ваших?

А.(внимательно см.на часы) Сейчас..сейчас..(поднимает голову,показывает на часы)  Представляете, то же самое!  Минута в минуту!   

Пауза

Б. Вот и встретились...Николай Эрнестович...

А. Да уж...Пётр Никитич...                                  

Пауза

Б. Вы теперь куда?

А. А...А  вы?                            

Пауза

Б. А...э...А  Пупкин? (смотрит вверх)

А. А что – Пупкин? По Пупкину наша задача кончается здесь. Вопрос какой был – «когда они встретятся?»

Мы встретились? Встретились. Конец задачи.

Б. А дальше?! Николай Эрнестович, дальше-то что с нами будет?!!

А. А кого это, Пётр Никитич...извините за выражение..(мал.пауза)...вы мне напоминаете?

Б.(бурчит) Никого!..

А. Вот именно. Ни-ко-го. Потому что вы, Пётр Никитич – никто. И звать вас – никак.

 …«Никто Никакович». По-моему - звучит...                               

Б. издаёт обиженный звук

А. Да вы не обижайтесь. Я тоже – никто. Мы теперь оба – ни-кто. В этой точке… (показывает под ноги) …«тёзка»…мы – как пешеходы – кОчнулись...

Б. (переспрашивает, не понимая слово «кочнулись») Как?

А.(поясняет) К-кончились.

 

Б.(потрясённо спрашивает) И что – наша жизнь....?

А. Да!

Б. ...наша судьба...?

А. Да!

Б. ...никого не ...?

А. Да! В смысле – нет!

Б.(нарастающий крик души, обнажённая боль) Но это же...несправедливо!... Бесчеловечно!...ЖестокО!...У тебя есть...мечта...маленькая...но ты её сам..вымечтал!Ты ходишь, ходишь...каждый день ходишь...выхаживаешь эту свою...мечту. Наконец ты...решаешься...и отбросив все свои...страхи...комплексы...фобии...рефлексии, если угодно...снимаешься с учёта в военкомате...выписываешься в паспортном столе...а это головняк редкий, между прочим!...и в одиннадцать ноль ноль ...туда!..к ней!...к своей маленькой!...со скоростью шесть километров в час!...идёшь, идёшь...и уже чувствуешь, что твоя судьба в твоих собственных...(смотрит на руки, опускает взгляд вниз, на ноги)...ногах...и вдруг узнаешь...что тебя просто кто-то использовал для решения своей задачи!!...

А.(с горькой иронией резюмирует) Пешеходное мясо...                                  

Пауза. Каждый в своих мыслях.

Б. «Кочнулись»...                 

А. вопросительно смотрит на Б.

Б. Вы сказали - «кочнулись»?       

 А. кивает – и обратно, в свои мысли.

Б. Дойти до точки – и «кочнуться»...  Кстати, Николай Эрнестович, что это хоть         за точка? (показывает на «точку»)

А.(выйдя из своих мыслей) Заточка? (встревожено) Какая заточка? Зачем вам заточка? (грозит пальцем) Не дурите, Пётр Никитич! Это грех! (лихорадочно подбирает «обнадёживающие» слова) Всё ещё...будет! ХОРОШО будет!...О-ой, как хорошо будет!... Надо только...это...(вполголоса)...блин, забыл слово... (вспомнил) ...Верить!...И...это...ещё...надеяться!Б.(устало) А вы-то сами  верите?А. (поспешно) Мы сейчас про вас говорим! ... Да – несправедливость! Да – бесчеловечность! Да – жестокость! Да – усталость! Да – безысходность! Да - беспросветность! Да – тупость, глупость и дикость! Да – мерзость, грязь, гнусь!Кругом – гнусь! Но я же – не гнусь! Не гнусь? 

(показывает –как "не гнётся") Не гнусь!И ты – не гнусь!(поправляется) ...Не гнись!...Не гнись, Пётр Никитич!!! Помнишь – чему нас в «пешеходке» учили?

(затягивает «пешеходную» речёвку): Эх,  дороги!...

(А.локтем толкает Б. – мол, «продолжай». Б. угрюмо молчит)

А.(ещё раз затягивает): «Эх, дороги!....»(Б. угрюмо молчит; А. толкает его энергичней) Ну! Никитич! Давай! «Эх, дороги!...»

(Б..молчит; А. ещё энергичней) Давай, кабан! «Эх, дороги!»…

Б.(нехотя) Эх, дороги...

А. Ноги, ноги!

Б.(ещё нехотя, но уже более «хотя») Ноги, ноги...           

(постепенно воодушевляясь, исполняют «пешеходную речёвку» - «а-ля американский спецназ» , сопровождая её комично-«ритуальными» действиями):

Есть колено и ступня –     

У тебя и у меня!             

Щиколотка и бедро,               

И, конечно же, икро-             

-нооожная мышца! Нооожная мышца!               

Где лодыжка? Вот лодыжка!              

Где одышка? Нет одышки!              

Джуки-пуки! Мы же всё-тки –               

Из Бобруйской пешеходки!             

 Кто на свете круче всех?              

Ну, конечно же – Пешех...            

…од! Од! Пешеход!...

(заканчивается ритмично-комично, без слов – звуками и  движениями)          

После «родной»  речёвки оба возбуждены, эмоционально сближены.

А.(тяжело дыша, возбуждённо) А знаешь, Петя – какой самый главный-преглавный пешеходный закон?

Б.(тяжело дыша, возбуждённо) Нет, Коля, не знаю!

А. Конечно, не знаешь! Откуда тебе его знать, кабан? Мы ж с тобой его токо щас открывать будем!

Б.(бесшабашно) Открывать? Давай открывать!

А.(отдышавшись) Значит, так… Самый главный-преглавный пешеходный закон! (начинает «формулировать»; Б. согласно кивает)  «Каждый пешеход... в любой точке своего пути... может...(задумывается)

Б.(эмоционально встревает) ...послать этот  путь на...!

А.(останавливает его; поднимает палец) Термины должны быть научными! Кочнуть! «...кОчнуть этот свой путь и...»(задумывается)

Б... нАчнуть!

А.(одобрительно) Молодец!«...и нАчнуть  новый! другой! любой! путь –когда захочет...

Б. ...и куда захочет! (А. кивает)

А. Потому что... потому что… (задумывается в поисках «доказательной базы»)          

А. и Б. смотрят друг на друга, их «озаряет», и они синхронно исполняют конец «пешеходной речёвки:                        

Кто на свете круче всех?              

Ну, конечно же – Пешех...              

Од! Од! Пешеход!...            

Возбуждённо-радостно повторяют тезисы свежеокрытого «закона», хлопают друг друга по плечу.

Б. Кочнуть тот, старый путь!

А. И нАчнуть новый!-другой!-любой!

Б. Каждый пешеход! (м.б., залу)КАЖДЫЙ!

А. В любой точке! (м.б., залу) В ЛЮБОЙ!...Кстати – что это за точка?

Б.(якобы встревожено – нарочито пародируя недавнюю тревогу А.) «Заточка»? Какая заточка?! А-а...ха-ха!...             

А. и Б., «грозя» друг другу пальцами, «понимающе» смеются.

Б.(смеясь) А нет у Пупкина такой точки! Есть «А»... (нарочито-скорбно) ...извини...И есть...(кривится, брезгливая гримаса) ... «Бэ-е-е».

А.(в отважном кураже) А здесь - джуки-пуки! – будет «Цэ»!       (закрепляют это «ритуальным» движением из речёвки)

И  здесь, Петя, мы будем – не поверишь! – ЖИТЬ!..

Б. Верю, Коля! Верю!

А. И отсюда, Петя, ты можешь ходить – куда захочешь, Петя!

Б.(в радостном потрясении) Это я могу ...в одиннадцать-ноль-ноль...выйти со скоростью шесть километров в час...и идти – куда захочу??!!

А. Я тебе больше скажу! Ты можешь выйти и в двенадцать ноль-ноль!...

(Б. потрясённо закрывает рот ладонью)...И в тринадцать! И идти со скоростью и шесть, и семь, и восемь километров в час! Ты, Петя, теперь можешь всё!

И куда бы ты ни шёл, Петя – ход твой будет лёгок и упруг, а на сердце у тебя будет светло и радостно!

Б.(наивно-удивлённо-радостно): Почему, Коля?

А. Потому что, Петя, хорошо идти, Петя, если знаешь, что тебе есть куда возвращаться, Петя! Что есть место – где тебя ждут! А тебя будут ждать, Петя!

Б.(глупо-наивно) Кто?

А. ...Ну, например – я. Если сам в это время куда-нибудь не пойду...

Б. (пытается осознать и что-то сказать) А-а- а...А. ...А тогда ты меня будешь ждать! (хлопает Б. по плечу) Это же наша точка, кабан! И здесь будет всё, что мы захотим!

Всё, о чём мечтали!

Б. И ба... и ба...ссейн???

А. И ба...ссейн!

Б. А ещё давай.... сад!

А. Не вопрос - давай сад! Яблони у нас будут! (показывает) Вот тут будет расти два яблока, а вот тут – три!    

 Маленькая пауза. А.и Б. в восторге «оглядывают» свой будущий «рай».

Б. ...А скажи, Коля...здесь не будет...м-м....з-землекопов?

А. Землекопов?(А.задумывается. Из кулис появляются несколько землекопов с лопатами и замирают, очень озабоченные своим будущим.)

Пауза.

 Наконец А. решительно отрицательно мотает головой

А. Да не! Ещё чего! Не будет тут никаких землекопов!       

Землекопы разводят руками, пожимают плечами и уходят

Б. Спасибо тебе, Коля!!!

А. Да, ерунда... Меня другое волнует...

Б. вопросительно смотрит на него

 А.(понизив голос)...Неизвестные?

Из кулис появляются несколько «неизвестных» в  масках на ручках – а-ля Мистер Икс -  и замирают, очень, очень озабоченные своим будущим.

Пауза. Наконец Б. машет руками на «неизвестных», т.е. жестами прогоняет их.«Неизвестные»  разводят руками, пожимают плечами и уходят.

Б. жестом показывает А. – «мол, всё!»

А. Спасибо тебе, Петя! (Б. машет рукой – «мол, пустяки!»)

Ну, что… Возбуждение/воодушевление постепенно  спадает. А. и Б., в общем-то, честно говоря, как-то так…растеряны.

Б.(нерешительно)...Ну...давай...те, Николай… Эрнестович...

А. Что...давать...Пётр… Никитич?

Б. Ну-у-у... делать - чё говорили... там - строить...

А. Я говорил?!

Б. Ну-у.. мы говорили...оба...               

Пауза

А. ...Плоскогубцы есть?                              

Б. смущённо разводит руками.

А. А...лопата?                              

Б. испуганно машет руками.

А. (понимающе) Ну да, ну да...                      ‚

 Пауза

Б.(растерянно) А как же мы будем..........? У нас же ничего нет!............

А. Ну да...ну да...                            

Пауза.  Два беспомощных одиноких человечка посреди голого, пустого пространства. Каждый,  молча, со вздохом, берёт палку с узелком. Пытаются друг другу что-то сказать – сказать нечего. Разворачиваются друг к другу спинами.

А.(поводя плечом, на котором палка с узелком) Ч-чёрт, тяжёлая! (ставит  палку на землю, заглядывает в узелок; удивлённо) Не понял! Земля какая-то!.. Что за фигня?

Б. (оборачивается) А-а, это мой узелок! (Суетливо) Мы просто перепутали и...(забирает у А. свой узелок, открывает; смущённо) ...Я тут немножко...так сказать....горсть родной земли... на память... (показывает рукой в сторону пункта Б.) когда уходил... (нежно разминает щепотку родной земли)

А. Понимаю... (вздыхает) А я вот на память – только горсть родной воды... успел... (сжимает свой узелок – из него льётся вода – прямо на открытый узелок Б. с землёй)  Извините... Я тут...свою воду - на вашу...землю…

Б. Ничего, ничего! ...(суетливые движения руками в своём узелке) Мы сейчас отделим воду от суши...(сказав, на мгновенье замирает; продолжает) ...Отделим воду от суши... (опять замирает; затем  говорит  медленно - удивляясь и проникаясь тем, ЧТО он говорит и что ОН  говорит)

 ...Отделим...Воду...от Суши...и назовём Это...Твердью...Земной...

А.(в том же ключе, на том же градусе)  И увидим...что Это...хорошо...

Б.(кивает) Увидим...                

Пауза

А.(«буднично-бытовым» голосом) Кстати, который час, Пётр Никитич? 

Б. смотрит на часы, затем как-то легко (м.б., со словами «Да ну их на...») срывает с руки часы и выбрасывает их в зал.

Затем Б. смотрит на А.  А., как обычно, смотрит на свои часы, качая головой и шевеля губами.

Кивнув последний раз( мол – «всё, пора!»), тоже срывает часы и выбрасывает их в зал. )

…Два  взрослых толстеньких человечка, склонившись над мешочком с землёй и водой, увлечённо, как дети в песочнице, возятся, смеются, спорят...Лепят-сотворяют свой новый мир...


          Григорий Гельфер, Евгений Гендин

                            2007г.

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

ПАРТНЁРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архив записей

Май 2017 (1)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (2)
Декабрь 2016 (1)
Сентябрь 2016 (2)
Август 2016 (1)