Благодаря этим ребятам ранее закрытый Днепропетровск в восьмидесятые прогремел на весь Советский Союз. Команда КВН ДГУ стала брэндом нашего города. Повзрослев, кэвэнщики создали свой уникальный театр – единственный в мире. В конце прошлого года они отметили четверть века, взяв точку отсчета от первого появления в эфире Центрального телевидения. В следующем году исполнится два десятка лет Театру КВН ДГУ. Что изменилось за эти годы, о чем сейчас актуально шутить, о творческих планах и многом другом, - наш сегодняшний разговор с Григорием Гельфером, заслуженным деятелем искусств Украины, бессменным художественным руководителем театра и одним из его авторов.

 

- Тем, кому за сорок, не нужно рассказывать о команде КВН ДГУ. Тогда, в восьмидесятые, мы не пропускали ни одного эфира по центральному ТВ. Для более молодых читателей расскажите, как все начиналось? Как вы собрались вместе, чтобы буквально разорвать телезрителей?

 

- Базой для рождения коллектива стал Днепропетровский тогда еще государственный университет. В нем был ансамбль зримой песни и поэзии «Юность». Этот коллектив ставил разнообразные патриотические литературно-музыкальные композиции и одновременно веселые студенческие капустники. Руководителем «Юности» был легендарный человек - Михаил Хаинсон, который с детства ходил на двух протезах. По первому образованию я заканчивал мехмат ДГУ. Когда КВН был запрещен, вернее не очень разрешен, у нас проводились дни мехмата. На них проходил КВН между командами студентов и преподавателей. По советским временам это была своеобразная вольница – допускались какие-то аллюзии и шутки. Многие мехматовцы были в «Юности», а участники коллектива привлекались к проведению дней мехмата. Это было в начале восьмидесятых. На центральном телевидении начал возрождаться КВН, первый эфир был в 1986 году. Кто же, как не мы, должны были в нем играть? Я тогда уже учился в Московском литературном институте и жил на улице Добролюбова, неподалеку от Останкино. Начал туда захаживать. Александр Масляков был тогда просто редактором, руководил проектом Андрей Меньшиков. Я приходил и рассказывал о том, что в Днепропетровске есть отличная команда. Они лишь скептически улыбались. Но вода камень точит. После первого сезона КВН, в котором победили одесситы, появилась потребность в новых командах. В Днепропетровск приехали Александр Масляков и Юлий Гусман. Это был уникальный случай, чтобы в провинцию приехали такие мэтры.

 

- И как их принимал Днепропетровск?

 

- Встречали представители горкома партии. Все же приехали с Центрального телевидения! Мы показали все свои наработки, услышали, что эта ерунда никуда не годится. Дали нам ночь, чтобы смогли что-то сочинить. Сочинили, показали, и они уехали. Через время нам позвонили из Москвы, назвали дату игры и соперника – команду МГУ. Для нас это был шок. Как МГУ? Это же первый вуз страны! Решили, что нужно хотя бы не позорно проиграть. Напряглись, подготовились и в первой игре буквально разгромили команду МГУ, в которой играли Валдис Пельш, Алексей Кортнев и другие интересные персонажи. Выиграли и вернулись в Днепропетровск уже звездами. Именно тогда и определилась траектория нашей судьбы. Потом сыграли в «ничью» с новосибирской командой, а потом был финал – МГУ, Новосибирск и наша команда. Мы заняли тогда второе место, получив приз самой театральной команды. Именно в том финале прозвучала песня «Переведи меня на хозрасчет».

 

- В восьмидесятые было очень смело спеть: «Переведи меня на хозрасчет. От старого кумира отречемся. Пока народ в стране не перевелся, переведи народ на хозрасчет». Страна идею вашу подхватила…

 

- Эту песню Владислав Листьев показал во «Взгляде» накануне эфира КВН. В Советском Союзе, который доживал уже свои последние годы, это были очень значительные вещи. Потом у нас появилась идея провести фестиваль КВН. И первый такой фестиваль прошел в Ледовом дворце Днепропетровска в 1990 году. Это был огромный праздник. Ночью специальные троллейбусы развозили команды, все театральные площадки города – концертные и клубные были задействованы в фестивале. Весь город был охвачен болезнью КВН. Потом была знаменитая игра с Донецким политехническим институтом, в которой мы выиграли по оценкам жюри, а «внутренний голос», некое демократичное нововведение, отдал одну десятую балла Донецку. Был скандал, Масляков долго думал, какое принять решение. В итоге в финал вышли три команды – Одессы, Донецка и Днепропетровска. Решили присуждать чемпионский титул в каждом конкурсе. Мы тогда стали чемпионами в «Разминке».

 

- Один из кавээнщиков сказал о вас: «Команда умерла. Да здравствует театр!» Григорий, почему в начале девяностых решили оставить командную игру?

 

- КВН – соревнование молодых людей. Театр рассчитан на более широкий мир. В те годы не было возможности из КВН войти в какие-то телевизионные проекты, как сейчас. Сергей Светлаков, Михаил Галустян, Владимир Зеленский – все они бывшие кавээнщики. Тогда все было регламентировано. У нас же было желание сохранить коллектив и работать. Основные игроки команды поступили тогда в Ярославский театральный институт и закончили его по специальности «Актер театра эстрады».

 

- Наверное, одного вашего желания трансформироваться в театр, было бы мало. Кто помогал?

 

- Власть менялась очень быстро, страна разваливалась. И мы в этом сыграли не последнюю роль. Мы всегда старались находить общий язык с вменяемыми людьми, которые были у руководства. На этапе становления нам помогал областной комитет по делам семьи и молодежи. Мы получили статус молодежного театрального центра при этом комитете. Актерскую зарплату мы тогда не получали, поэтому работали на разных должностях и очень много гастролировали, чтобы прокормиться. Уже, будучи депутатом-мажоритарщиком в Днепропетровском городском совете, я поднял вопрос присвоения театру статусу муниципального.

 

- Когда Иван Куличенко впервые баллотировался на пост городского головы, театр КВН ДГУ его поддержал шуткой: «За хорошего человека и птичку не жалко!» (имеется в виду птичка в бюллетене – авт.). Григорий, а за кого сейчас вы бы не пожалели птичку?

 

- Местной политики сейчас по сути нет. У меня есть друзья – депутаты Днепропетровского горсовета. Они ничего не решают. Когда я был депутатом, люди хоть как-то были связаны с избирателями. Сейчас горсовет – чисто формальный орган для выполнения спущенных сверху решений. За мэра мне по-прежнему будет не жалко поставить птичку. Он – надежный человек, и у меня нет никаких оснований упрекнуть Ивана Ивановича в том, что не сдержал свое слово. Этот человек старается работать по совести.

 

- С Александром Масляковым ваши пути окончательно разошлись?

 

- В 1992 году, когда мы уже становились театром, у нас была знаменитая песня «О счастье», впервые прозвучавшая на фестивале в Сочи. Потом была «Эммануэль», которая стала нашей визитной карточкой. То, что мы начали делать, уже выламывалось из понимания Маслякова. Мы привезли в Сочи постановку «Что-то вроде Гамлета». По его мнению, это было совершенно не то. И нас не показали в телеэфире. Потом у нас был номер «Сходка» с классиками российской литературы – Пушкиным, Толстым, Гоголем, Достоевским, который в 1997 году завоевал на фестивале в Юрмале высшую награду «Золотого кивина». Пять-шесть лет назад Масляков пытался сделать бенефисные программы. И первая программа была с нами. Иногда созваниваемся. Он приезжал на Днепровскую лигу команд КВН, которую мы создали, чтобы помогать начинающим кавээнщикам.

 

- На ваш взгляд, не снизился ли уровень современного КВН?

 

- Конечно, снизился. Сейчас он стал просто коммерческим проектом. В те годы, когда мы начинали, была идеалогизированная структура общества с руководящей и направляющей ролью партии. Для людей была значима как эта роль, так и противостояние ей. Можно было пошутить: «Прокатилась дурная слава – это слава КПСС». Общество требовало перемен, зрели какие-то токи, которые нам удавалось художественно оформить и высказать. Причем шутки тогда были высокохудожественного уровня. Сейчас произошла инфляция: ничего не стоит сказать в Интернете о ком-то, что он дурак и вор. Люди говорят на кухне то же, что можно услышать по телевизору. Когда мы занимались КВН, то не ставили перед собой цель – заработать деньги. Это была некая внутренняя потребность. Сейчас человек, который шутит, ориентируется на рынок. К примеру, «95 квартал» - талантливые, успешные ребята. Но они не ставят перед собой цель что-то изменить в обществе. Мы же когда шутили, питали наивные иллюзии, что от наших шуток что-то изменится. Это был честный искренний порыв.

 

- Где и о чем сейчас шутит театр КВН ДГУ?

 

- Довольно долго мы сотрудничали с телеканалом ТВі, где еженедельно выходили в эфир наши клипы. Сейчас руководство канала поменялось, и контакта с ним пока нет. Наш проект кабаре «Веселый песецъ» можно посмотреть на YouTube. Есть зал на сто мест на улице Гопнер, 4, где мы показываем наши программы кабаретного формата. Довольно часто нас приглашают в Россию. У нас сложились хорошие отношения с общественной организацией «Деловая Россия», которая объединяет крупных предпринимателей. Выступали на их капустнике в театре им. Маяковского в Москве.

 

О чем шутим? С одной стороны, всегда есть злоба дня, с другой – нас всегда привлекала философия. В любые времена для человека важно узнать, в чем смысл жизни или смерти. У нас все это идет через юмор, но мы стараемся, чтобы он не был плоским, стремимся придать какой-то объем. Нам это интересней, чем просто вызвать смех. К примеру, очень популярен номер Евгения Чепурняка «Подам» - ироническая песня на известный мотив Эдит Пиаф. Это драма маленького человека, вынужденного подавать всем: «Подам, подам, подам всем налоговым – нате, мол, вам. Пенсионным фондам и судам, и ментам, ну и кто у них есть еще там. Я все понимаю друзья, но кто же подаст, как ни я. Открыл я последний ТОП-100 и понял, что как бы никто…»

 

- Григорий, вы пишете сценарии для телеканала «Россия». Как удалось установить контакт?

 

- Многие люди из КВН осели в Москве. На телеканале «Россия» в отделе спецпроектов работают Гена Гольштейн и Саша Катанский из команды МИСИ, Слава Пеляшенко из команды одесских джентльменов. Их главные спецпроекты «Голубые огоньки на Шаболовке» и новогодние мюзиклы: «Красная шапочка», «Али-баба и сорок разбойников», «Золотая рыбка» и прочие. Мы вместе с Евгением Гендиным пишем тексты 90 процентов музыкальных номеров, которые звучат в «Голубых огоньках» и мюзиклах. Их исполняют Николай Басков, Филипп Киркоров, Верка Сердючка и прочие. В год мы пишем до пятидесяти таких текстов. Уже выработана технология: нам рассказывают примерную концепцию, и кто о чем примерно должен петь. И пусть эти тексты лишены высокого художественного смысла, зато они смешные, забавные и поднимают настроение.

 

- Что интересного написали для России в последнее время?

 

- Думаю, это текст песни «Месье Брошкин», которую Киркоров впервые исполнил в «Голубом огоньке на Шаболовке», а сейчас поет на своих концертах.

 

- А для Украины?

 

- Из последнего – слова песни «Я в «Свободе» (на музыку группы «Кипелов» «Я свободен») которую поет Евгений Чепурняк. Это песня еврейского человека, которого довели. «Я в «Свободе»! Здесь не бьют меня пока! Я в «Свободе»! Разрешил мне Тягнибок, чтоб в субботу у меня свой был бы бог», - поет Евгений и сетует: «Жаль не дожил бедный дедушка Исаак». А заканчивается песня словами: «Благодарен я властям. 
Вы, красавы, вы старались, как могли. И меня вы до «Свободы» довели». Писали мы ее к прошлогодним выборам, но сейчас эта песня не менее актуальна.

 

- Чем порадует театр КВН ДГУ в новом сезоне?

 

- Совместно с Днепропетровским театром оперы и балета мы затеяли новый совместный проект. Александр Шароваров, директор оперного – человек ищущий. Есть у нас и совместные актеры. Звезда нашего театра Александр Сергеев – заслуженный артист Украины и солист Днепропетровского академического театра оперы и балета. Классический театр сейчас мало востребован. В нашем проекте мы планируем совместить жемчужины оперного искусства с парадоксальным сюжетом в исполнении актеров театра КВН ДГУ. Мы хотим чтобы это было одновременно смешно, грустно, трогательно и звучали великие арии. Думаю, премьера будет осенью на сцене театра оперы и балета.

 


ЕЛЕНА МИСНИК, газета "Наше мiсто"

 

 

 

 

 

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

 

ПАРТНЁРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архив записей

Май 2017 (1)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (2)
Декабрь 2016 (1)
Сентябрь 2016 (2)
Август 2016 (1)